Система Платон

В прошлом году в транспортную систему Российской Федерации было внедрено новую программу «Платон», ожидания от которой, к сожалению, по оправдали себя. Корреспондент известного издательства «Газета.Ru» на основе данных полученных от надежного источника сообщил, что правительство значительно ослабило свои прогнозы. Так, вместо прогнозированной прибыли от системы «Платон» к 2019 году на уровне в 40-50 млрд. рублей остались только нынешние уровни. Как сообщил источник — это связанно с разу с несколькими факторами, однако основным из них стало снижение тарифной ставки при аналогичном потоке перевозок. Стоит отметить, что Минфин установил прогноз на уровне в 20 млрд. рублей. Половина с которых должна почти на оплату услуг компании, что обслуживает систему.

 

Стоит отметить, что ранее прогнозированные суммы были установлены на следующем уровне: в 2017 году —  45, 7 вместо нынешнего уровня в почти 20 млрд, в 2018 году – 46,3 вместо нового прогноза на уровне в 20,215 млрд. рублей. Столь большая отрицательная динамика объясняется, как уже говорилось кардинальным снижением тарифа.

При этом стоит упомянуть, что первоначально Министерство транспорта говорило о том, что прибыль от внедрения проекта должна становить не менее 50 млрд. рублей. Первоначально в сумму прибыли закладывался тариф в 3,73 рубля за один километр дороги, однако после кардинального изменения тарифной ставки подобные заявления канули в лету.

Оплата оператору системы «Платон»

Система Платон
Система Платон

Нововведенная система начала работать с ноября прошлого года, при этом немаловажным стало и то, чтобы выбрать сумму оплаты, которую необходимо платить оператору, компании «РТ-Инвест Транспортные Системы» на основе подписанного концессионного договора сроком на тринадцать лет.  Стоит также сказать и о том, что оплату установили практически на уровне в 11 млрд. рублей, при этом сделали ее фиксированной, о чем выдали постановление №1662. Также в постановлении оговорены сроки оплаты, а именно каждые шесть месяцев правительство должно вносить оплату на счет компании.

Нехитрые расчеты говорят о том, что компания за период действия договора получит прибыль более чем в 135 млрд. рублей. Несмотря на это, первоначальные вложения в «Платон» уже становят тридцать миллиардов рублей, большая часть из которых, а это примерно 27 млрд. – это кредитные средства, полученные от Газпромбанка, и только три миллиарда – это собственные средства самих акционеров.

Несмотря на любые изменения в тарифной ставке компания, которая обслуживает «Платон» РТИТС собирается получать постоянные оплаты в ранее указанном размере. Именно поэтому в 2017 году они намерены получить большую часть с прогнозированной прибыли в качестве уплаты за услуги, в независимости оправдает ли система сам прогноз или прибыль окажется меньше.

«Война» перевозчиков за тарифные ставки

Споры между перевозчиками и правительством относительно тарифных ставок продолжались довольно долго, так как первоначально устанавливался тариф в размере 3,73 рубля, с чем полностью не были согласны дальнобойщики. Именно из-за их массовых протестов по всей стране пришлось изменить тариф, сократив его на 2,2 рубля. Однако продержался новый тариф не долго и снова был поднят до уровня в 3,06, что стало причиной новых недовольств. Несмотря на гарантии от Владимира Медведева о том, что тариф не станут менять к средине нового года. Ассоциация перевозчиков таки обратилась в Конституционный суд России с иском об снижении тарифов. Как не странно требования удовлетворили, при этом заморозили ставку на уровне 1,5 рубля. Сделав замечание о том, что государство не обосновало тарифа в 3,06 и не имеет правы взимать больше. Кроме того, суд обязал страну не подымать тариф без адаптационного периода, что упростило работу перевозчиков.

Стоит также отметить, что корреспонденту «Газета.Ru» также удалось выяснить от представителей РТИТС, что тариф установлен на уровне 1,5 и пока распоряжений об его изменении не поступало. Несмотря на это, стоит сказать, что прибыль от проекта на средину этого года становила всего 11 млрд, что едва покрывает расходы по договору с РТИТС. Кроме того, государство должно снизить транспортные налоги перевозчиков на сумму, которую они оплатили в системе «Платон»

Оценка экспертов

Председателем регионального совета АСМАП Центрального федерального округа сообщено, что в разногласиях между перевозчиками и правительством найден компромисс. Который состоит в следующем: правительство подняло акциз и направило средства от его уплаты на улучшение состояния дорог. Приняло тариф на уровне 1,5, и тем самим пошло на встречу перевозчикам. Стоит отметить, что от таких действий есть результат. На первое полугодие в бюджет оплачено примерно 580 млрд. рублей, 400 из которых от акциза и 180 – это все те же транспортные налоги.

Руководителем компании «Навигатор –М», которая занимается транспортными перевозками. Сообщается также следующее: «Значимых изменений в работе предприятия после введения системы «Платон» обнаружено не было». Однако наряду с этим Руслан Шанкин говорит о том, что расходы предприятия были слегка увеличены. Он также сообщает и том, что в случае поднятия тарифов транспортники все равно будут вынуждены платить, так как альтернативы им пока не предоставили.

Стоит отметить, что многие эксперты, среди которых и Тарас Коваль, говорят о несовершенстве самой системе в учете проплаченных километров. Что не дает возможности определить потоки движения. В отличие от европейских систем, мы пока не можем объективно оценивать уровень прибыли от «Платона». Так как даже при тарифе в 1,5 существует еще много ресурсов для увеличения сборов, ведь оплата за проезд, примером по дорогам Сибири, отсутствует. А вот оплачивается только Московская и Ленинградская области, поэтому оценить уровень доходов невозможно.

Разногласия в системе Платон

В Институте экономики транспорта также существует мнение о том, что отношение государства к установлению тарифов весьма компромиссное. Что объясняется наличием разногласий между принятием позиции одной из двух групп. Первой группой влияния Блинкин считает самых перевозчиков и тех, кто с ними сотрудничает. Эта группа более политически мотивирована и может влиять на тарифы. Второй группой считаются те, кто пользуются дорогами, на ремонт которых должны идти средства от системы сборов. Это более пассивная группа, однако и она может стать причиной проблем, если «Платон» станет работать только на оплату тем, кто его обслуживает. Пренебрегая при этом возможностью заработать на тот же ремонт изношенной трассы. Именно поэтому власти идут на компромиссы.

Блинкин говорит о том, что тариф необходимо поднять и установить на уровне значительно выше нынешнего, однако тут же объясняет. Что это его позиция, как независимого эксперта и она может полностью отличатся от позиции правительства. Которому приходится принимать решение в столь щепетильном вопросе. Тема тарифной политики в системе «Платон» для многих перевозчиков очень болезненная, так как может стать определителем их дела в целом.

Стоит отметить, что фара, которая перевозит груз весом более 12 тонн приносит дороге вред в 10 раз больше. Чем обычная легковая машина, поэтому полностью целесообразно. Что владельцы таких грузов должны платить за нанесённый ущерб. Однако спрогнозировать каким же будет доход от «Платона» в новом году эксперт не берется. Так как он говорит о том, что тариф в скором времени поменяется и делать прогнозы просто невозможно. Блинкин уверен, что тариф должен расти для того, чтоб внедрение системы «Платон» было оправдано.